Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС!
Статьи-Публикации

Как слово наше отзовётся или биология убеждений

Плющ И.В., зав. кафедрой охраны здоровья и ОБЖ Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образовния, к.м.н., доцент

Немного физики

Мысли, энергия мозга, ментальная энергия прямо влияют и контролируют физиологию тела, также как и физический мозг.

Показано, что такие энергетические механизмы как электромагнитные частоты в сотни раз более эффективно действуют, чем физико-химические сигналы, такие как гормоны, нейротрансмиттеры, ростовые факторы и др. (Mc Clare, 1974).

Ученые в области квантовой физики создали оборудование и технологии, позволяющие анализировать электромагнитные волны, испускаемые химическими соединениями. Эти технологии позволяют идентифицировать молекулярные композиции различных материалов и объектов. Вследствие того, что электромагнитные поля могут свободно проходить через тело, появилась возможность идентифицировать болезни без инвазивных (нарушающих целостность кожных покровов) вмешательств. Врачи получили возможность идентифицировать спектральный энергетический характер здоровых и измененных болезнью тканей.

Например, когда Вы бросите камень в середину пруда со спокойной водой, вы заметите, как от места падения камня в воду начнут распространяться волны. Если Вы бросите больше камней, то результат будет зависеть от взаимодействия волн, вызванных разными камнями. Этот эффект называется интерференцией. Интерференция может быть как положительной (конструктивной, энергия результирующей волны увеличится), так и отрицательной (деструктивной, энергия результирующей волны уменьшится). Два камня одинакового размера и веса, брошенные одновременно, вызовут скоординированный волновой ответ. Скоординированная сила взаимодействующих волн будет удвоена. Этот феномен относится к конструктивной интерференции и получил название «гармонический резонанс». Когда падение камней в воду нескоординировано, то вызванный ими волновой эффект не будет синхронизирован. Когда волна от одного камня будет идти вверх, волна от другого камня может идти вниз. Такие волны гасят энергию друг друга. И вместо удвоения энергии волны мы получим снижение энергии вплоть до нуля. Такой эффект относится к деструктивной интерференции.

Знание этих эффектов важно для понимания эффектов биомедицины и механизмов сохранения здоровья.

Каждый атом любой молекулы генерирует энергетические волны, которые мы можем измерить. Каждый атом имеет свою уникальную электромагнитную характеристику. Внешние волновые воздействия влияют на электромагнитные характеристики различных органов и тканей. Так, например, в медицине известен метод дробления камней с помощью ультразвука, вызывающего деструктивную интерференцию при взаимодействии с электромагнитным полем камня.

Таким образом, мы можем конструировать и использовать волновые формы, так же как конструируются сейчас химические вещества для лекарств.

Энергия мысли может активировать или подавлять белки клеток, осуществляющие их функции через механизмы конструктивной или деструктивной интерференции.

Зная этот феномен, многие люди практикуют позитивное мышление. Но не стоит обольщаться, что просто позитивное мышление будет иметь оздоровительный эффект. Да, это важно для нашего здоровья и благополучия поднять энергию нашего мышления в направлении позитивных, жизнеутверждающих мыслей и очистить мышление от истощающих энергию негативных мыслей.

Но…просто позитивное мышление не будет оказывать эффекта на нашу жизнь вообще! Фактически, иногда люди, которые практикуют позитивное мышление, становятся более беспомощными (debilitated), потому что бывают ситуации, когда они думают, что оказались в безнадежной ситуации – они верят, что они истощили все ментальные и телесные средства (ресурсы).

Не всегда позитивно думающие люди понимают, что разделение разума на сознание и подсознание не значит, что они не взаимодействуют, не зависят друг от друга. Сознание – это творческая часть разума, которая может создавать позитивное мышление. И наоборот, подсознание – это часть разума, в основе которого лежит тип поведения «стимул-реакция», происходящий из инстинктов и опыта научения. Подсознание имеет простые привычки: оно будет реагировать привычным поведением на одни и те же сигналы. Как часто Вы испытываете внутреннее волнение, когда обнаруживаете что-нибудь тривиальное, например, открытую зубную пасту? Вы натренированы с детства аккуратно закрывать тюбик зубной пасты. Когда Вы обнаруживаете тюбик без крышечки, Ваша «кнопка нажата», и Вы автоматически начинаете испытывать беспокойство. Это есть простая поведенческая программа типа «стимул-ответ», сохраненная в Вашем подсознании.

Что касается неврологических способностей, подсознание во много раз сильнее, чем сознание. Если желание на уровне сознания конфликтует с программами, действующими на уровне подсознания, как Вы думаете, какая часть разума победит? Вы можете повторять свои любимые позитивные аффирмации вновь и вновь или думать, что болезнь уходит. Но если, будучи ребенком, Вы слышали вновь и вновь, что Вы безмозглый и хилый, эти послания запрограммированы в подсознании и будут отменять Ваши лучшие сознательные усилия изменить Вашу жизнь.

Разум выше тела

…Что мы знаем о клетках? То, что их функции происходят от движения белков. Движение целых комплексов белков обеспечивает физиологические функции, необходимые для жизни. В то время как белки являются физиологическими строительными кирпичами, для их движения требуются сигналы окружающей среды. Посредником между сигналами окружающей среды и цитоплазматическими белками клетки, обеспечивающими её жизненные функции, является клеточная мембрана.

Мембрана получает стимул и затем вызывает соответствующие, необходимые для поддержания жизни, клеточные реакции. Клеточная мембрана действует как клеточный «мозг»! Механизм его действия обеспечивается белками, встроенными в мембрану. Функционально, эти белковые комплексы являются «органами чувств», которые связывают стимул окружающей среды с внутриклеточными путями передачи импульса.

Одновременное взаимодействие десятков тысяч раздражителей в мембране, каждый из которых читается как индивидуальный внешний стимул, в целом создает комплекс ответного поведения живой клетки. В многоклеточном организме, функцию мембраны как «мозга» одной клетки, выполняют специализированные клетки нервной и иммунной систем.

В многоклеточном организме каждая клетка не может действовать как независимый агент. Все клетки подчинены общему плану действия. В многоклеточном организме, индивидуальные клетки могут «видеть» локальное окружение в непосредственной близости, но они могут не знать что делается на расстоянии, особенно за пределами организма. Как может печеночная клетка давать информированный ответ на стимулы, которые происходят из внешнего мира? Очевидно, что для обеспечения выживания многоклеточного организма, необходима специальная система для восприятия, мониторинга и обработки сигналов внешней среды.

Эти клетки образуют распространенную нервную сеть и центральный информационный процессор – мозг. Мозговая функция – координация диалога сигнальных молекул в пределах организма. Мозг контролирует поведение клеток тела.

Это очень важная мысль. Мы обвиняем клетки наших органов и тканей за состояние здоровья, которые мы испытываем в своей жизни.

Эмоции: чувства и язык клеток

У высших животных мозг обладает специализацией, которая делает возможным всю совокупность клеток организма настраиваться в соответствии с состоянием мозга. Эволюция лимбической системы (часть головного мозга, в которой сосредоточены структуры, отвечающие за эмоции, настроение, память и т.д.) обеспечила уникальный механизм, который преобразует химические коммуникационные сигналы (вещества, выделяемые клетками организма) в чувства, переживаемые всеми клетками организма. Наше сознание переживает эти чувства как эмоции. Сознание не только «читает» поток клеточных координирующих сигналов, которые представляют собой телесный «разум», оно может также генерировать эмоции, которые проявляются через контролируемое выделение регуляторных молекул нервной системы.

Таким образом, сознательное управление эмоциями может содействовать здоровью, в то время как подсознательный контроль эмоций может легко вызвать болезнь.

Фундаментальные, рефлекторные формы поведения, обеспечивающие эволюционное развитие, преобразовались в форму генетически-обусловленных инстинктов. Вместе с тем с эволюцией животных, имеющих большую популяцию нервных клеток, организованных в головной и спинной мозг, наряду с инстинктивным поведением, появилась способность формирования поведения, на основе жизненного опыта – научения. Примером, доказывающим это положение, являются эксперименты Павлова И.П. Он показал, что поведение может быть обусловлено рефлексами, выработанными в ответ на обучение (обуславливание, кондиционирование). Вы помните классические опыты Павлова И.П. с собаками, которые начинали выделять слюну в ответ на звонок. Сначала ученый тренировал собак, подавая им два сигнала – пищу и звонок. Затем он включал звонок, но пищу не подавал. Но к этому времени, собаки уже были так запрограммированы ожидать пищу, что рефлекторно начинали выделять слюну, хотя пищи не было. Этот пример является классической демонстрацией подсознательного, обусловленного научением, рефлекторного поведения.

Рефлекторное поведение может быть очень простым, как, например, спонтанное разгибание колена при ударе молоточком под коленной чашечкой, так и сложным, как, например, вождение машины с большой скоростью по дороге с интенсивным движением и обсуждение каких-либо тем с пассажиром. И хотя обусловленные поведенческие рефлексы могут быть необычайно сложными, они не имеют «мозга», они – бессознательны, включаются автоматически. Благодаря научению, нервные пути между возбуждающим стимулом и поведенческим ответом, становятся «проторенными» за счет многократного повторения. Эти «проторенные» нервные пути являются привычками. У животных с менее развитой нервной системой, функции мозга реализуются как привычный, запрограммированный ответ на стимул. Собаки Павлова выделяли слюну рефлекторно, не намеренно. Действия подсознательного разума рефлекторны по природе и не зависят от характеристик стимула или мышления.

Человек и ряд других высших животных имеют развитую специализированную область мозга, отвечающую за мышление, планирование, принятие решений. Эта область называется prefrontal cortex. Эта часть переднего мозга отвечает за процесс самоосознания. Самоознающий разум является само-рефлективным. Это новейший орган чувств, который может наблюдать за нашим поведением или эмоциями, воспринимать их. Самоосознающий разум также имеет доступ к данным, хранящимся в нашей памяти. Это чрезвычайно важная характеристика, позволяющая использовать историю нашей жизни для сознательного планирования нашего будущего.

Благодаря способности к саморефлексии, наше самосознание является чрезвычайно сильным. Оно может рассматривать любые наши запрограммированные формы поведения, оценивать их и сознательно принимать решение об их изменении.

Мы можем активно выбирать, как реагировать на большинство сигналов от окружающего мира. И даже выбирать – хотим ли мы реагировать вообще.

Способность сознания управлять подсознательным поведением есть фундаментальное основание свободы воли… Основание для выбора: быть здоровым или болеть?

Вместе с тем, наш особый дар имеет особую ловушку. В то время как все организмы должны действительно сначала пережить встречу со стимулом, испытать его на себе, человеческий мозг имеет способность «выучить» восприятие. Мы можем научиться воспринимать стимул опосредованно, через учителей. Научивших от других восприятию того или иного сигнала, их «правда» (способ восприятия сигнала) переносится в наш мозг, становясь нашей «правдой».

Здесь-то и «зарыта собака». Что если способ восприятия, который используют наши учителя, является ошибочным, неправильным? В этом случае, наши мозги «загружаются» ошибочным способом восприятия и реагирования. Мы воспринимаем стимул и реагируем на него привычным, ошибочным, неадекватным, ограниченным поведением. Запрограммированная в нашем подсознании ошибочная реакция не оценивается. Она запускается автоматически.

Например, если бы я в качестве премии включила в этот текст ползущую змею, которая бы прыгнула с этой страницы прямо сейчас, большинство читателей бросилось бы из этой комнаты или бы вышвырнуло книгу из окна. Кто-то, кто «представлял» Вам Вашу первую змею, мог повести себя в такой форме – бросаться прочь от змеи «как ошпаренный» - и Ваш впечатлительный разум получил важный жизненный урок: «Смотри! Змея! Фу-у-у!». Система подсознательной памяти очень восприимчива относительно тех окружающих Вас предметов и явлений, которые представляют угрозу для жизни или части тела. Если Вас научили, что змеи опасны, то в какое бы время они ни появились в Вашем окружении, Вы рефлексивно (подсознательно) дадите защитный ответ.

Но что если бы герпетолог читал эту статью и змея прыгнула бы со страницы журнала? Без всяких сомнений он был бы не только заинтригован этой змеёй, он был бы сильно взволнован таким подарком. Он взял бы эту змею и смотрел бы на её поведение с наслаждением. Он бы подумал, что Ваш запрограммированный ответ является иррациональным, потому что не все змеи опасны. Кроме того, герпетолог был бы расстроен тем фактом, что так много людей лишены удовольствия изучать такие интересные создания. Та же змея, тот же стимул и такие разные ответы!

Наши ответы на стимулы окружающей реальности действительно контролируются восприятием, но не все наши ответы являются адекватными. Не все змеи опасны! Да, восприятие «контролирует» биологию, но как мы увидели, это восприятие может быть правильным и ошибочным. Следовательно, было бы более точным назвать такое контролирующее восприятие как убеждение. Убеждение или вера контролируют биологию!

Это очень важная информация. Мы имеем способность сознательно оценивать наши ответы на окружающие стимулы и изменять старые ответы в любое время, когда мы пожелаем…так как мы имеем дело с могущественным подсознанием. Мы не лимитированы нашими генами или нашим само-ограничивающим поведением!

Плацебо: Эффекты убеждений

Известно, что некоторые люди начинают себя лучше чувствовать, когда они верят, что принимают лекарство. Когда пациенты начинают лучше себя чувствовать, глотая сахарные шарики, медики определяют это как плацебо эффект. Или, как было выше сказано, эффект убеждения. Последнее выражением подчеркивает, что наше восприятие, является оно ошибочным или правильным, одинаково влияет на наше поведение и на наше тело.

Феномен плацебо (позитивного мышления, убеждения) является прекрасным доказательством того, что в системе тело-разум существует способность к выздоровлению.

Ноцебо: Сила негативных убеждений

Если позитивное мышление может избавить Вас от болезней и депрессии, представьте, что может сделать с Вашей жизнью негативное мышление! Когда мозг, через позитивное мышление, ведет Вас к выздоровлению – это называется плацебо эффект. И наоборот, этот же мозг, вовлеченный в негативное мышление, может повредить здоровье. Этот негативный эффект называют ноцебо эффектом.

В медицине ноцебо эффект может быть таким же сильным, как и плацебо. Доктор может словом вылечить, а может и убить. Представьте, какой силой обладают слова: «Вам осталось жить 6 месяцев». Если пациент выбирает верить словам доктора, он не будет иметь больше времени для этой жизни.

Неприятные, и даже трагические, ноцебо случаи заставляют задуматься о том, что врачи, родители и учителя могут лишить надежды своих подопечных – пациентов, детей, учеников – программируя их и заставляя поверить, что они бессильны.

Наши позитивные или негативные убеждения не только влияют на наше здоровье, но и на все аспекты нашей жизни. Генри Форд писал: «Если Вы верите, что Вы можете или если вы верите, что Вы не можете…Вы правы». Ваши убеждения действует как фильтры в фотокамере, изменяя то, как Вы видите мир. И Ваша биология приспосабливается к Вашим убеждениям. Когда Вы действительно поверили насколько мощной силой обладает убеждение, вы держите в руках ключ к свободе. Пока Вы не готовы изменить Ваш генетический код, но Вы можете изменить Ваш разум!

Вы можете смотреть на Вашу жизнь через розовые «очки» - позитивное мышление – и тем самым помогать телу расти. Или Вы можете выбрать темный фильтр, который окрасит мир в черно-белые тона и сделает Ваше тело более чувствительным к болезням.

Вы может выбирать жизнь, полную страхов, а можете выбрать жизнь полную любви. У Вас есть выбор! Если Вы выберете жизнь полную любви, Ваше тело ответит оздоровлением. Если Вы выберете верить в темную, полную страхов жизнь, Ваше телесное здоровье будет подорвано, так как Вы физиологически закроете себя в защитном ответе.

Таким образом, жизнь в страхе и жизнь в любви вызывает противоположные эффекты в теле и разуме. Позитивные мысли – это биологический мандат для счастливой, здоровой жизни.

Рост и защита

Эволюция обеспечила нас большим количеством механизмов выживания. Они могут быть грубо разделены на две категории: рост и защита. Эти механизмы роста и защиты являются фундаментальными формами поведения, необходимыми организму для выживания. Нет сомнений в том, что Вы знаете, как важно защищать самого себя. Вместе с тем рост также жизненно необходим для выживания, даже если Вы уже взрослый, достигший своего оптимального роста, человек. Каждый день биллионы клеток нашего тела погибают и они должны быть восполнены. Например, клетки Вашего кишечника обновляются каждые 72 часа. Для поддержки этого постоянного круговорота клеток, Ваше тело ежедневно нуждается в значительном количестве энергии.

На примере клеточных реакций можно показать эти два типа поведения. При выращивании клеток внутренней выстилки сосудов (эндотелиальных клеток) в лабораторных условиях, в одну чашку с клетками добавлялись токсические вещества, а в другую – питательные. Поведение клеток были прямо противоположным. Они удалялись от токсинов, как человек убегал бы от горного льва или от крокодила, и притягивались к питательным веществам, как человек «притягивался» бы к завтраку, обеду, ужину и любви. Эти противоположные формы поведения определяют два типа клеточных реакций на внешние стимулы. Притягивание к питательным веществам – это реакция роста. «Убегание» от токсинов – это реакция защиты. Кроме того, существуют ещё нейтральные стимулы, они не вызывают ни роста, ни защиты.

Для человека также характерны эти два типа реакций на стимулы – реакция роста и реакция защиты. Но в этом и состоит коварство этих противоположных типов поведения, выработанных биллионы лет назад. Они не могут оптимально осуществляться одновременно! Если Вы бежите от льва, то ожидать энергии для роста – не самая хорошая идея. Для того, чтобы выжить – убежать от льва – Вы мобилизуете всю свою энергию для реакции борьбы или убегания. Энергетические ресурсы перераспределяются для того, чтобы укрепить защитное поведение и уменьшить траты на реакции роста.

Кроме того, процессы роста требуют открытого обмена между организмом и окружающей средой. В то же время, защитные (протективные) процессы требуют закрытия системы, создавая «стену» для организма, защищающую его от распознанной угрозы.

Процессы роста сопровождаются не только тратой энергии, но и образованием энергии. Следовательно, поддерживаемые защитные процессы, подавляющие рост, подавляют и образование жизненно необходимой энергии. Чем дольше Вы остаетесь в защите, тем больше Вы нарушаете Ваш рост. Фактически, Вы можете полностью остановить процессы роста. Так что слова «испугаться до смерти» точно отражают ситуацию на физиологическом уровне.

К счастью, большинство из нас не доходят до этой точки – «испугаться до смерти». Процессы роста-защиты в многоклеточном организме протекают не одновременно во всех 50 триллионах клеток, составляющих наш организм. Удельный вес клеток, находящихся в ситуации защиты, зависит от силы воспринятых угроз. Вы можете выжить в условиях стресса от этих угроз, но хроническое подавление механизмов роста существенно ослабляет Вашу жизненную силу, способность оставаться здоровым. Также важно заметить, что для полного восстановления Вашей жизнеспособности требуется больше, чем просто удаление стрессора. Удаление стрессора только вернет Вас в нейтральное положение. Для полного восстановления мы должны не только элиминировать стрессор, но также активно искать радость, любовь, удовлетворенность жизнью, которые стимулируют процессы роста.

Биология защиты

В многоклеточном организме, противоположные формы поведения – роста и защиты – контролируются нервной системой. Мониторировать сигналы окружающей среды – это работа нервной системы. Кроме того, нервная система интерпретирует сигналы и организует соответствующие поведенческие реакции. Таким образом, нервная система действует как правительство в организации активности его клеточных граждан.

Тело реализует два защитных механизма, каждый из которых необходим для жизни. Первый – это защита против внешних угроз. Реализуется через гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему (ГГНС). Когда угроз нет, ГГНС неактивна и процветают процессы роста. Однако, когда появляются внешние угрозы, гипоталамус получает сигнал от окружающей среды и вовлекает в ответную реакцию всю ГГНС.

Гормоны гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы - гормоны стресса - координируют функцию органов, обеспечивающих нас физиологической силой, для того чтобы осуществить ответ – бороться или бежать от опасности. Вместе с тем, гормоны стресса суживают сосуды органов пищеварения и других внутренних органов. Кровь перераспределяется, направляясь в первую очередь в те органы, которые отвечают за реакцию борьбы или побега – мышцы рук и ног. Это перераспределение приводит к торможению функций роста. Без питания кровью внутренние органы не могут функционировать нормально. Внутренние органы снижают свою работу по перевариванию, всасыванию, выделению и других функций, которые обеспечивают рост клеток и образование энергетических ресурсов.

Таким образом, реакция на стресс подавляет процессы роста и снижает способность организма к выживанию, нарушая энергообразование.

Другая система защиты – это иммунная система, которая защищает нас от угроз, происходящих под кожей и слизистыми, когда они по каким-то причинам не являются барьером для бактерий и вирусов. Когда иммунная система мобилизуется, она может потреблять большое количество энергии. Для того, чтобы представить какое количество необходимо для этого, вспомните, насколько физически слабыми Вы себя ощущаете во время гриппа или других острых респираторных инфекциях. Когда ГГНС мобилизуется для реализации реакций «борьбы» или «побега», адреналин прямо подавляет функции иммунной системы для консервации энергетических ресурсов.

Почему адреналовая система подавляет иммунную систему? Представьте, что Вы находитесь в палатке в Африканской саванне, страдая от бактериальной инфекции и диареи (жидкий стул). Вдруг Вы слышите рев льва около вашей палатки. Ваш мозг должен сделать выбор – какая из угроз является наибольшей. Для Вашего тела не будет ничего хорошего, если Вы позволите льву съесть Вас. Поэтому ваше тело подавляет борьбу против инфекции и мобилизует все силы для того, чтобы избежать встречи со львом. Следовательно, вторым следствием вовлечения ГГНС в ответ на стрессор является нарушение наших механизмов борьбы с болезнями.

Активация ГГНС также нарушает нашу способность ясно мыслить. Обработка информации в передней части головного мозга, там, где происходит анализ и логическое мышление, осуществляется значительно медленнее, чем рефлекторная активность, контролируемая нижними отделами головного мозга. В экстремальной ситуации необходима более быстрая обработка информации для обеспечения выживания организма. Гормоны стресса суживают сосуды в переднем мозге и снижают его функциональную активность. Кроме того, эти гормоны подавляют активность тех центров головного мозга, которые отвечают за осознание ситуации. В ситуации стресса кровоток и гормоны необходимы для активации подкорки, где сосредоточены центры регуляции жизненно важных органов и источники других жизненно необходимых рефлексов, которые эффективно контролируют поведение «борьбы» или «побега».

Цена такого перераспределения – снижение способности к осознаванию и принятию разумных решений.

Страх убивает

ГГНС является прекрасным механизмом для противостояния острому стрессу. Однако, эта защитная система не предназначена для того, чтобы быть постоянно в активном состоянии. В современном мире, большинство стрессов, которые мы испытываем, не относятся к острым, конкретным угрозам, которые мы можем легко идентифицировать, ответить на них и двигаться дальше. Мы постоянно подвержены множеству неразрешимых тревог о нашей собственной жизни, нашей работе и нашей семье, обществе. Эти тревоги не угрожают нашему немедленному выживанию, но тем не менее они активируют ГГНС, что приводит к хроническому выделению гормонов стресса.

Давайте представим ситуацию соревнования бегунов. Хорошо натренированная группа здоровых спринтеров стоит на стартовой линии. Когда они слышат команду: «На старт!» - они занимают определенную позу для старта. Затем они слышат команду: «Внимание!». Мышцы атлетов напрягаются, они опираются на свои пальцы рук и ног. В этот момент в организме атлета выделяются гормоны, обеспечивающие силу их мышц для выполнения поставленной задачи. Пока атлеты ожидают команду «Марш!» их тело напрягается в предвкушении выполнения этой задачи. В нормальном случае, это напряжение длится несколько секунд до того, как прозвучит «Старт!». Однако, в наших «мистических» соревнованиях, команда «Марш!», которая переводит атлетов в действие, никогда не прозвучит. Атлеты покидают свои стартовые позиции, их кровь насыщается адреналином, они испытывают усталость и напряжение от подготовки к бегу, который никогда не наступит. Независимо от исходного состояния их психики, за несколько секунд они будут психически истощены от напряжения.

Мы живем в мире «Внимание!». Моногочисленные исследования показывают, что наша чрезвычайно напряженная жизнь существенно вредит нашему здоровью. Наши ежедневные стрессоры постоянно активируют ГГНС, подготавливая наше тело к действию. Стрессы в нашем теле не отделяются от давления, образованного нашими хроническими страхами и огорчениями. Почти все заболевания человека связаны с хроническим стрессом.

Кроме того, многочисленными исследованиями показано, что гормоны стресса подавляют функции нейронов и это является причиной депрессии. Фактически, у хронически депрессированных пациентов, функции отделов мозга, отвечающих за эмоции, подавлены.

Поэтому очень важно время от времени спрашивать себя – Как наши страхи и защитное поведение влияет на нашу жизнь? Какие страхи парализуют Ваш рост? Откуда произошли эти страхи? Нужны ли они Вам? Насколько они реальны? Какую часть Вашей жизни они заполняют? Если мы можем контролировать наши страхи, мы можем восстановить контроль над всей нашей жизнью. Позвольте своим страхам уйти как первый шаг на пути к созданию полноценной, более удовлетворяющей Вас жизни.

Осознанное родительство: родители как генные инженеры

Родительский вопрос

Без сомнения Вы слышали такой аргумент, что родители передают свои гены детям. Следовательно, родители должны только предохранять своих детей от различных злоупотреблений, кормить, одевать их и затем ждать, как родительские гены будут раскрываться и определять жизнь их детей. Это убеждение позволяет родителям продолжать их прежнюю жизнь, которую они вели до появления детей. Они могут просто забирать ребенка из детского сада или от няни. Это прекрасная идея для занятых или ленивых родителей.

Родители обычно думают, что их дети разные, потому что они унаследовали различные гены от родителей. Также они думают, что дети выросли в одном и том же окружении (воспитание), поэтому их различия определены природой (генами).

Но реальность другая. Многочисленными исследованиями показано, что родители оказывают решающее влияние на ментальные и психические проявления их детей в период воспитания.

И влияние начинается не после того, как ребенок родился, а до того. Ещё 10 лет назад многие ученые считали, что человеческий мозг не функционирует до рождения ребенка. Принято было считать, что эмбрион и плод не имеет памяти и не чувствует боли. Кроме того, Фрейдом был введен термин «инфантильная амнезия», который обозначал тот факт, что многие люди не помнят, что с ними было до 3-4 лет детского возраста.

Однако экспериментальные исследования разрушили этот миф. Нервная система эмбриона и плода обладает обширными сенситивными и обучающимися способностями и такую форму памяти, которую ученые называют имплицитной памятью. Этот феномен называют «импринт», что означает отпечаток.

Таким образом, эти маленькие создания имеют жизнь до рождения в утробе матери. И эта жизнь оказывает глубочайшее влияние на их дальнейшее здоровье и поведение. Качество жизни в утробе матери, нашем временном доме до рождения, программирует нашу чувствительность к заболеваниям сердечных артерий, диабету и множеству других заболеваний, а также определяет многие другие условия в более поздний период развития (Nathanielsz, 1999). Совсем недавно были опубликованы данные о том, что широкий спектр хронических заболеваний у взрослых, включая остеопороз, расстройства психики и психозы, очень тесно связаны с пре- и перинатальным периодом развития ребенка (Gluckman and Hanson, 2004).

Выявление роли пренатального окружения в развитии болезней повлияло на пересмотр генетического детерминизма. Сейчас уже представлено множество данных о том, что условия протекания беременности оказывают влияние на дальнейшее состояние физического и психического здоровья не меньше, а может быть и больше, чем гены. Эти механизмы обозначены как эпигенетические. Сейчас уже нет сомнений в том, что стимулы из внешнего окружения регулируют активность генов. Поскольку родители обеспечивают пренатальное окружение, они действуют как генные инженеры для своих детей.

Эти же эпигенетические влияния продолжают действовать на детей и после их рождения. Исследования подчеркивают важность хорошего воспитания в развитии мозга. Для обеспечения роста мозга у детей, окружающий социальный мир имеет решающее значение. Плод нуждается в таком окружении, которое активирует гены, необходимые для развития здорового мозга. Родители, как выяснили последние исследования, продолжают действовать как генные инженеры даже после рождения их ребенка.

Родительское программирование: сила подсознания

Вероятно, вы знаете, что когда Ваше сознание утверждает то, что противоречит с предыдущими представлениями о «правде», существующими на уровне подсознания, интеллектуальный конфликт выражается в ослаблении силы мышц.

Сознание человека не может контролировать ситуацию, когда заложенные в подсознании программы или убеждения противоречат тому, что происходит на уровне сознания. Попробуйте сопротивляться внешнему давлению на вытянутую в сторону руку, когда Вы произносите «Я здесь». Сравните силу своего мышечного сопротивления в том же упражнении, но утверждая при этом «Меня здесь нет». Вы ясно увидите разницу. Во втором случае Вам не удастся сопротивляться внешнему давлению с той же силой, так как мышцы будут ослабевать, когда Вы говорите неправду.

Следовательно, существует другая сила, которая определяет нашу жизнь. Это подсознание. Что ещё знает наше подсознание и как оно этому научилось?

Мы, безусловно имеем поведенческие инстинкты, как например, быстрое отдергивание руки от огня или автоматические плавательные движения, когда нас внезапно бросают в воду. Инстинкты построены на поведении, которое необходимо для выживания любого человека, независимо от его культуры, исторического времени рождения и т.д. Мы рождаемся со способностью плавать. Но дети быстро начинают бояться воды благодаря их родителям. Понаблюдайте за реакцией родителей, когда их дети подходят близко к бассейну или к другому водоему. Дети учатся от своих родителей, что вода опасна. Затем родители борются за то, чтобы научить детей плавать. Хотя их самые первые усилия были направлены на то, чтобы ребенок боялся воды.

С эволюцией, наше обученное восприятие становится более сильным, настолько сильным, что может управлять генетически запрограммированными инстинктами. Физиологические механизмы, такие как частота сердечных сокращений, кровяное давление, температура тела, длительность кровотечения, являются по своей природе запрограммированными инстинктами. Однако, йог также как и любой другой человек, используя механизм обратной связи, может научиться сознательно регулировать это врожденное поведение.

Программирование человека: когда хорошие механизмы становятся плохими

Человек получил эволюционное преимущество, когда приобрел способность быстро обучаться, чтобы выживать и становиться частью своего сообщества. Эволюция обеспечила наш мозг способностью быстро загружать в свою память невероятное число различных форм поведения и убеждений. Ученые предположили, что ключ к пониманию этой способности мозга воспринимать большой объем информации лежит в особенностях электрической активности мозга, которую можно измерить с помощью энцефалограммы. Оказалось, что у детей и взрослых имеются флуктуирующие изменения электрической активности мозга – от волн низкой частоты (дельта волны, 0,5-4 Гц) до волн высокой частоты (бета волн, 12-35 Гц). Вместе с тем в разные периоды развития человека преобладают волны различной частоты.

Между рождением и возрастом 2 года, человеческий мозг преимущественно генерирует ритмы самой низкой частоты, известные как дельта волны. Но время от времени, детский мозг проявляет боле высокую электрическую активность. В возрасте от 2 до 6 лет у детей начинают появляться периоды активности мозга, характеризуемые как тетта волны (4-8 Гц).

Кстати, гипнотерапевты знают, что когда мозг их пациентов находится в состоянии активности, характеризующимся дельта и тетта волнами, пациенты более восприимчивы к программирующим воздействиям гипнотерапевта.

Это дает нам важный ключ к пониманию того, как дети, чей мозг в основном функционирует на уровне этих частот в возрасте от рождения до 6 лет, могут воспринимать (загружать) невероятно большой объем информации, который они черпают из своего окружения.

Способность воспринимать такой большой объем информации является важным приспособительным механизмом, позволяющим адаптироваться к быстрому и интенсивному процессу социализации.

Человеческое окружение и социум меняются так быстро, что невозможно передавать поведение в культуре через генетические механизмы. Маленькие дети тщательно изучают их окружение и воспринимают мудрость их родителей прямо в подсознательную память. Как результат, поведение и убеждения родителей становятся их собственными.

Основополагающие формы поведения, убеждения, вера и отношения, которые мы запечатлели от своих родителей, становятся жесткими путями в нашем подсознании. Однажды запрограммированные в подсознании, они контролируют нашу биологию всю оставшуюся жизнь…если мы не сможем найти путь их перепрограммирования.

Принимая во внимание этот определяющий поведение механизм, представьте себе последствия того, когда родители говорят своим детям «глупый ребенок», «ты не заслужил этого», «ты никогда не достигнешь этого», «лучше бы ты не рождался», «больной», «слабый» человек. Когда недумающие или незаботящиеся родители отправляют эти послания своим детям, они не понимают того, что подсознание их детей воспринимает эти послания как абсолютно в

К оглавлению

MedLinks - Вся медицина в Интернет Медицинский каталог Mizdrav.ru
Материалы сайта не могут быть размещены в сети или иных публичных изданиях без согласования с автором.