Многокомпонентный подход при речевой патологии
Проблема становления устной речи у детей дошкольного возраста ( с 3 до 6 лет) в настоящее время занимает одну из центральных проблем.
По статистическим данным, нарушение речи чаще всего встречаются в дошкольном возрасте. Среди детей 5-6 лет около 2% имеют нарушения речи и нуждаются в логопедической помощи. Причинами возникновения дефектов речи являются:
1) Экзогенные: родовые травмы; черепомозговые травмы и т.д.
2) Эндогенные: врожденные пороки нервной и нервно-мышечной системы; гемолитическая болезнь.
Следует уделить больше внимания здоровью матери до беременности от 20 до 25 лет. Экология беременных это в первую очередь экология мысли, собственно физическое здоровье беременных и психический климат в семье.
Одной из основных задач в комплексном психолого-логопедическом и лечебно-оздоровительном воздействии на лиц с речевыми и интеллектуальными расстройствами являются формирование, развитие и коррекция речевой функциональной системы с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка и его поведения. Педагоги-дифектологи в своей повседневной работе встречаются с детьми, имеющими различные нарушения речи, появившиеся в разном возрасте и обусловленные многими причинами. Они хорошо знают особенности развития, воспитания и коррекцию неречевых процессов у детей с речевой патологией, развивают слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание, зрительную память, оптико-пространственные представления и навыки, статическую и динамическую коррекцию общих движений, тонкую произвольную моторику, мимику лица воспитывают чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействуют на речевые нарушения.
В своей работе используем методические разработки по авторским программам ( М.Ф.Фамичева, Г.А. Каше,Т.Б. Филичева,Г.В.Чиркина,Л.В. Лопатина,Н.В, Серебрякова, Л.С. Щеткова). Чтобы добится положительных результатов в работе с детьми с речевой патологией необходимо проводить качественную диагностику: интервью с родителями; психодиагностика значимого родителя; логопедическая; психологическая диагностика ребенка; определение зоны ближайшего развития ребенка; логопедическая, психологическая коррекция с учетом уровня речевого развития; дифференцированный массаж по телу; логопедический массаж; артикуляционная гимнастика; ЛФК; игровая терапия раскрытие внутреннего «Я»; логоритмика развития коммуникативных возможностей ребенка.
Основой обучения детей с речевой патологией, является поэтапное формирование навыков активного пользования устной речью. Сроки овладения устной речью зависят от их уровня речевого развития, возможностей восприятия и воспроизведения речи, индивидуальных психофизических особенностей.
Дифференцируемый подход к формированию произносительной стороны устной речи предполагает индивидуализацию отбора речевого материала для каждого ребенка с учетом его ближайшей зоны развития. При наличии речевой патологии у детей широко используются разные виды массажа (снимается мышечное напряжение, улучшаются обменные процессы, крово-лимфо обращение). Артикуляционная гимнастика направлен на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе.
ЛФК- воспитывает правильную осанку и укрепляет мышечный корсет. Логоритмика - использование музыки, движений способствует развитию восприятия ритмико-интонациональной структуры речи, с одновременным развитием речевого дыхания, устранением нарушений голоса , развитием нормального его звучания по силе, высоте и тембру усвоения определенных элементов речевой интонации.
Игра основной вид деятельности ребенка. Именно в игре наиболее эффективно осуществляется коррекционное воздействие на речь и ребенка. Созджание целенаправленных игровых ситуаций, формирует у детей навыки самостоятельной речи способствует развитию коммуникативных возможностей ребёнка.
В результате проведённой работы с группами детей имеющих речевые патологии с 3 до 5 лет на базе поликлинического отделения нейро-саматической реабилитации было установлено, что в семьях с детьми отягощенными логопедической проблемой было выявлено: базисная тревожность у матери; высокий агрессивный фон у отца;
У детей с выявленными логопедическими проблемами обнаружена: высокая базисная и ситуативная тревожность; гепюрактивность либо заторможенность; истощаемость нервных процессов; задержка речевого и психологического развития. В группе детей с речевой патологией отмечались следующие дефекты речи: недостаточность произношения; нарушение интонационной стороны речи; ограниченный словарный запас; недостаток грамматического строя речи; и т.д.
Таким образом используя многокомпонентный подход, новые технологии в обучении, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности, уровень речевого развития, позволили получить положительный результат в работе с детьми с разной речевой патологией.
Логопед Древляу Г.Н.
|